Подписка на новости сайта

Для подписки по e-mail, введите свой адрес электронной почты

17 декабря 2014, 17:55

Туроператор не имеет права требовать доплаты по полностью оплаченному туру – юрист

В Ростуризм поступило несколько десятков обращений от туристов, с которых туроператоры требуют доплаты за путевки в связи с изменением курса валют.

Как сообщила ТАСС пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова, начиная с прошлой недели ведомство регулярно фиксирует случаи, когда операторы пытаются взять доплату с туриста за тур либо предлагают сократить длительность поездки. 

Так, например, стало известно, что туроператор «Астравел» рассылает письма агентам и туристам с просьбой повторно полностью или частично оплатить проданные ранее туры. В послании говорится, что «Астравел» не оплатил в срок наземное обслуживание туристов «в связи с известными событиями на туристическом рынке, резким изменением курса валюты и прочими негативными явлениями в экономике». При этом в компании заверяют, что все ранее переданные за услуги деньги будут возвращены, передает «Интерфакс».

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) сообщили, что после скачка валюты, который произошел 16 декабря, продажи путевок в российских туркомпаниях практически остановились. 

Портал Curioso Turisto поговорил с юристом и выяснил, имеют ли право туроператоры требовать доплаты за туры в связи с ростом курса валют. 

 

Туроператор не имеет права требовать доплаты по полностью оплаченному туру – юрист. Изображение 1

Анна Гладун
Глава правового центра «Гладун консалтинг»

Туроператор не имеет права требовать доплаты по полностью оплаченному туру – юрист. Изображение 2

Прежде всего, надо разделить туристов на несколько категорий. Первая категория – это те люди, которые уже оплатили тур, при этом неважно, когда они это сделали – в начале осени или недавно. У них уже прошла полная оплата, и никто не имеет права требовать каких-либо доплат.  Это нонсенс, абсолютно незаконно. Туристам надо не реагировать на подобные просьбы. 

Что касается тех людей, которые сейчас оплачивают туры, и уже первый платеж сделали, здесь ситуация не абсолютно четкая и ясная.

С одной стороны, цена договора – это существенное его условие, которое не может меняться в одностороннем порядке. С  другой стороны, в Гражданском кодексе есть понятие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. И уже сама по себе эта статья (451 статья Гражданского кодекса) говорит о том, что если обстоятельства изменились настолько, что стороны не могли этого предположить, то это является основанием для изменения или расторжения договора.

То есть при заключении договора никто не думал, что эти обстоятельства произойдут, и исполнение договора без его изменения (в данном случае — повышения туроператором стоимости оплаты) несет в себе убытки и ущерб, в результате которого сторона, в данном случае турфирма, лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. 

Если стороны не придут к соглашению, договор расторгается через суд, который самостоятельно определяет последствия расторжения договора – кому какие деньги отдавать, исходя из необходимости справедливого распределения. Позиция компании особенно усилится, если в договоре будет напоминание о том, что существенным изменением обстоятельств признается резкое колебание курсов валют, транспортных тарифов и т.д. В этом случае гарантии для туриста, что ему выплатят все деньги, может и не быть. 

Я бы порекомендовала туристам, во-первых, лояльно относиться к турбизнесу

Кроме того, в статье 10 закона «О туристской деятельности» есть упоминание о существенных условиях договора, к которым относятся изменение сроков совершения путешествия, непредвиденный рост транспортных тарифов, невозможность совершения туристом поездки. К сожалению, про курсы валют здесь ничего не сказано, но тем не менее у нас есть Кодекс, где это может быть признано существенным изменением обстоятельств. 

Я бы порекомендовала туристам, во-первых, лояльно относиться к турбизнесу, понимать, что если никто ничего доплачивать не будет и все разом будут требовать вернуть деньги, то возникнет кризисная ситуация. Турбизнес этого может не выдержать. Понимая, что произошла неприятная ситуация, стоит идти навстречу и где-то, может быть, сократить дни, где-то еще что-то, т.е. вместе попытаться выйти из этой ситуации.  

Туристу следует помнить, что если он напишет в ответ на давление со стороны турфирмы заявление о расторжении договора и возврате денежных средств, то он окажется в невыгодной ситуации, т.к. это будет квалифицироваться как одностороннее расторжение договора с удержанием фактически понесенных расходов. 

 Все новости