Мелиховское «семилетье»: история подмосковной усадьбы Антона Чехова
Мелихово — один из главных музеев, посвященных известному на весь мир русскому писателю Антону Чехову. Здесь он жил со своими ближайшими родственниками семь лет — с 1892 по 1899 год.
За это время были созданы более 40 знаменитых произведений, в том числе пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня», а также повести и рассказы «Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Бабье царство», «Студент», «Черный монах», «Анна на шее», «Три года», «Дом с мезонином», «Мужики», «Ионыч», «О любви» и другие.
Сегодня собрание музея, официально открытого в 1940-х годах, насчитывает более 25 тысяч экспонатов. Посещение усадьбы позволит узнать о том, как выглядело чеховское Мелихово и — главное — каким был сам Чехов в те годы.
Покупка имения
«Ужасно люблю я все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка», – так писал в октябре 1885 года. Антон Павлович издателю юмористического журнала «Осколки» Николаю Лейкину. А спустя 7 лет он и сам приобрел небольшое имение Мелихово, в 12 верстах от станции Лопасня Московско-Курской железной дороги. Таким образом, переезд за город не был случайным фактом его биографии: он давно мечтал о доме с садом и о жизни в деревне.
Кроме того, свежий воздух был необходим и для его здоровья, подорванного длительной поездкой на остров Сахалин. После возвращения оттуда в одном из писем он отмечал: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке, с мангустом… Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, а эта жизнь в четырех стенах без природы, без людей, без отечества, без здоровья и аппетита, это не жизнь».
Мелихово соединяло в себе черты усадьбы и дачи
Для покупки имения были и другие причины: излишняя суетность и дороговизна московской жизни. Семья писателя и даже знакомые принимали активное участие в поисках подходящего уголка. Первоначально предполагали купить хутор на Украине, но сделка не осуществилась, что очень огорчило Антона Павловича. Стали искать по объявлению в газетах, и остановились на Мелихове: оно соединяло в себе черты усадьбы и дачи, что отразилось на внешнем облике главного дома.
Ранее имение принадлежало мелкопоместным дворянам, а потому основной дом выстроили в строгом классическом стиле. Следующий владелец, художник-декоратор Николай Сорохтин, пристроил к восточному фасаду затейливую террасу, в самом же доме сделал стрельчатые окна с цветными стеклами, что подчеркивало его дачный характер.
Ввсе постройки были выкрашены в яркие, «свежие» цвета
Антон Павлович, занимавшийся тогда поездками по голодающим губерниям страны, не мог побывать в Мелихове: он попросил осмотреть имение сестру Марию и младшего брата Михаила. Писатель поставил ультиматум, что, если имение в сельской местности не будет куплено как можно быстрее, он уедет за границу, поэтому необходимо было поспешить. Усадьба произвела на молодых людей очень хорошее впечатление: все постройки были выкрашены в яркие, «свежие» цвета, а зеленые и красные крыши на фоне белого снега удачно вписывались в общий пейзаж.
С решением о ее покупке тянуть не стали, и уже зимой 1892 года Чехов стал владельцем Мелихова. Полностью семья перебралась туда 1 марта, а сам он – 4 марта.
Это событие, в сущности, открыло новую страницу в биографии не только самого Чехова, но и всей его семьи. Скитавшиеся до этого по различным московским квартирам, часто малоудобным и неуютным, родственники писателя (отец Павел Егорович, мать Евгения Яковлевна, сестра Мария) впервые почувствовали себя по-настоящему дома.
Работа и хозяйство
С весны началась масштабная перестройка имения. Все, что по тем или иным причинам не нравилось новым хозяевам, уничтожали или переделывали; активное участие в этой работе принимал сам Антон Павлович. По его задумке у дома был сооружен колодец. Вскоре возвели кухню, людскую и скотный двор, огороженные плетнем на украинский манер, баню, ригу (хозяйственный амбар для сушки снопов и молотьбы) и конюшню.
На огороде зрели баклажаны и артишоки
«Сажать, строить, создавать, выращивать – это была стихия Антона Павловича», – свидетельствовала Мария Чехова. Сама она занималась огородом и садом, а писатель – посадкой деревьев и уходом за ними; отец расчищал дорожки и проводил новые (он вел ежедневник, который сейчас хранится в Центральном Государственном архиве литературы и искусства в Москве).
На огороде зрели баклажаны и артишоки, вывели гусят, из Петербурга прислали двух изумительных щенков таксы, названных «Хиной» (рыженькая) и «Бромом» (черненький), ставших любимцами писателя.
В ХОЗЯЙСТВЕ Чехова интересовало все: он вставал в 4-5 утра, выпив кофе, выходил в сад и подолгу осматривал каждое фруктовое дерево и куст, подрезал его или же долго просиживал на корточках у ствола и за чем-то наблюдал. Он собственноручно посадил 60 вишен и 80 яблонь, разводил свои любимые цветы – розы и тюльпаны.
Будучи страстным рыболовом, запустил в маленький пруд у дома карасей и линей, а вскоре распорядился о копке нового большого пруда, который обсадили молодыми деревьями.
Чехова знали как хорошего лекаря, строителя школ, присяжного заседателя
Через три месяца в усадьбе все переменилось: появилась скотина, необходимые весенние работы были выполнены без опоздания и по всем установленным правилам. Подводя итог первому году жизни в усадьбе, Антон Павлович писал 10 октября 1892 году Алексею Суворину: «Благодаря нашему культуртрегерству (действия по окультуриванию территории), Мелихово стало для нас неузнаваемо и, кажется, теперь необыкновенно уютным и красивым».
В Мелихове, да и по всей округе, Чехова знали как хорошего лекаря, строителя школ, присяжного заседателя в Серпуховском уезде. Он постарался установить добрые отношения с местными крестьянами; бывал на сельских сходках, где решались общественные дела.
Многочисленные просьбы крестьян не встречали отказа с его стороны: он разрешил расширить за счет своей земли дорогу для скота, снял существовавшую ранее аренду за эти прогоны, а часть земли вообще отдал крестьянам, позволил косить сено в лесу.
В деревне же на его средства вырыли общий пруд и построили пожарный сарай. Но больше всего забот с соседями было у Чехова-врача. «С первых дней как мы поселились в Мелихове, – свидетельствует его младший брат Михаил, первый из биографов писателя, – все кругом знали, что Антон Павлович – врач.
Приходили, привозили больных в телегах и далеко увозили самого писателя к больным. С самого раннего утра пред его домом уже стояли бабы, и дети ждали от него врачебной помощи. Он выходил, выстукивал, выслушивал и никого не отпускал без лекарств».
Антон Павлович помогал людям бороться со страшным недугом
Надо отметить, что год переезда Чехова в Мелихово совпал с эпидемией холеры, распространявшейся с юга в центр России. Антон Павлович помогал людям бороться со страшным недугом: за свой счет оборудовал мелиховский врачебный участок, снял избу под амбулаторию, постарался обеспечить пункт необходимым оборудованием, добился разрешения пригласить фельдшерицу. Недаром на его участке из 25 деревень, не было ни одного случая заболевания холерой.
Общественная деятельность
Помимо того, что Чехов был известен всей округе как писатель и врач, он проявил себя и как общественный деятель: его стараниями 1 января 1896 году открыли почтовое отделение в Лопасне (теперь это город Чехов, где располагается Музей писем Чехова). Он просил своих друзей покупать марки только там, чтобы поддержать это отделение.
О данном событии Чехов скромно упомянул в письме своему знакомому Александру Киселеву: «За время, пока мы тут живем, открылась почта, построили мост через реку, стали останавливаться скорые поезда, с весны начнут строить шоссе».
Последнее – это дорога от станции Лопасня до Мелихово, на строительство которой земство с трудом отпускало средства. Она стоила Антону Павловичу немалых хлопот. Но даже позднее переселившись из Мелихова в Ялту (в 1899 году), Чехов продолжал заботиться о том, чтобы работы были доведены до конца.
С нескрываемым интересом участвовал Чехов (на общественных началах) во Всероссийской переписи населения 1897 года. Он до конца жизни хранил у себя портфель, с которым обходил тогда крестьянские избы.
Строительство школ
«Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно» – заметил Чехов в записной книжке. Приведенные выше слова заставляют нас вспомнить о его жизни в мелиховские годы: почти пять лет он сам посвятил строительству школ – лично хлопотал в земстве, чертил планы, закупал строительные материалы, нанимал рабочих.
За это время им было возведено три школы: самая первая – в селе Талеж, куда с 19 ноября 1894 году Антона Павловича назначили попечителем. «Весной я буду строить новую школу в селе, где попечительствую; загодя нужно составить план, сметы, съездить то туда, то сюда и проч.» – писал Чехов издателю Алексею Суворину уже 20 октября 1895 году. Главной задачей для него тогда было все организовать и за всем проследить. Именно поэтому он знакомится с планами и чертежами многих школ Серпуховского уезда.
Ему очень хочется, чтобы строящееся учебное заведение было идеальным во всех отношениях. Помогают писателю в составлении плана земские деятели, близкие его знакомые – сосед по имению князь Сергей Шаховской (внук декабриста Федора Шаховского) и врач-хирург Иван Витте. Чехов посвящает этой затее много времени – на протяжении всего 1896 году почти в каждом его письме есть сообщение о том, как идут дела со строительством.
ЗИМУ 1897 ГОДА больной Антон Павлович проводит в Ницце, но мысленно часто возвращается в свое подмосковное имение, живо интересуется делами школ и просит сестру Марию: «Узнай, сколько в Талежской школе мальчиков и девочек, и, посоветовавшись с Ваней (Ваня – брат Чехова, народный учитель, преподававший в Москве. Во многом помогал Антону Павловичу в выборе школьных пособий, учебников и т.д.), купи для них подарков к Рождеству. Беднейшим валенки… Девочкам что-нибудь поцветистее».
Привлекает посетителей музея похвальный лист, выданный ученику Талежского училища Стопкину Ивану. В конце этого документа есть подпись Чехова как попечителя училища (стоит отметить, что Антон Павлович старался присутствовать на всех школьных экзаменах). Сохранилась еще и книга из небольшой школьной библиотеки, переданная музею сестрами Бочковыми, учительницами Талежской школы: это сборник стихотворений русского поэта Спиридона Дрожжина (1848 – 1930), наверху титульного листа которого тоже стоит автограф «Антон Чехов».
В марте того же года у писателя резко ухудшилось здоровье
Вторая школа была возведена Чеховым в деревне Новоселки. Мария Павловна, глубоко переживавшая за все дела брата и всегда принимавшая в них активное участие, вспоминала, как в 1897 г. к Чехову пришла депутация от крестьян этого села с просьбой построить и у них школу.
В марте того же года у писателя резко ухудшилось здоровье (горлом пошла кровь): он лежал в Остроумовской больнице в Москве, и к нему допускали только самых близких людей. Но он сам добился, чтобы к нему обязательно пропустили Новоселковского учителя Николая Забавина.
Антон Павлович все время поддерживал с ним связь, волновался, что по причине его долгой болезни школа не будет готова к первому сентября. В постройку учебного заведения внесли свой вклад и «Серпуховское собрание любителей драматического искусства» (среди его участников фигурируют земские деятели братья Сериковы, художник Сергей Типикин, режиссер Роман Тихомиров): они совместно с Московскими любителями драматического искусства и друзьями Чехова – писательницей Еленой Шавровой и ее сестрой Ольгой Дарской – ставят две маленькие комедии. На афишу предстоящего спектакля включают надпись: «В пользу Серпуховской земской школы при селе Новоселки». Школу освятили 13 июля 1897 года.
Постройка третьей по счету школы, Мелиховской, завершена в 1899 году. Но еще годом ранее Чехов снял для этого избу и взял на себя нелегкие хлопоты, связанные с ее открытием. Незаменимой помощницей в строительстве снова оказалась сестра писателя. Она отмечает, как загорелась делами брата, как захотела своими силами тоже построить школу. Ей принадлежала задумка разыграть в лотерее три этюда художника Исаака Левитана: полученные в результате деньги пошли на реализацию задуманного проекта. Для этой же цели продавали яблоки из мелиховского сада.
Антон Павлович же хлопотал об удобной мебели для всех своих школ, сделал заказ по эскизам профессора-гигиениста Федора Эрисмана. Были подобраны нужные книги и учебники. Некоторые из них представлены сейчас в музейной экспозиции (они были найдены на чердаке Мелиховской школы).
Среди сохранившихся школьных экспонатов отдельно следует сказать о так называемом волшебном фонаре. Это необычный предмет, похожий на фотоаппарат, но с загнутой трубой, стоит на столе учительницы. С его помощью показывали «теневые картинки», что было для учащихся целым событием.
В 1899 году Чеховы покинули Мелихово
В классе занавешивали окна, натягивали белую простыню. В отверстие задней стенки фонаря ставили небольшую керосиновую лампу, и дети, которые не видели ничего, кроме родной деревни, переносились в другие страны, окунались в моря и океаны, посещали огромные города, разглядывали необычный животный мир, постигали физические явления. Не каждая школа имела «такое чудо»: часто фонарь передавался из одного учебного заведения в другое.
В 1899 году Чеховы покинули Мелихово и уехали на постоянное жительство в Ялту, но, тем не менее, продолжают интересоваться состоянием дел в построенных учебных заведениях. Так, Мария Павловна была попечительницей школы в Мелихово до 1918 года.
Не одно поколение детей закончит эти школы, построенные Чеховым. К сожалению, не сохранилось здание в селе Талеж: в 1934 году его решили разобрать и сделать из бревен пожарный сарай в Лопасне. Две же других, о которых шла речь выше, стоят до сих пор: в настоящее время они являются частью музейной экспозиции. В Мелиховской школе воссозданы класс земской школы и квартира сельской учительницы. А в Новоселковской после ремонта открылась новая экспозиция «В мире чеховских героев».
«Жду к себе еще пропасть гостей»
У Чехова в Мелихово всегда бывало много гостей. Его часто посещали писатель-драматург Игнатий Потапенко, писательница и переводчица Татьяна Щепкина-Куперник, художник Исаак Левитан, писатель-журналист Владимир Гиляровский, режиссер Владимир Немирович-Данченко и другие.
Туда не раз приезжал французский ученый, писатель, профессор Бордосского университета, ставший впоследствии одним из первых переводчиков чеховских произведений на французский язык, Жюль Легра (позже в своей книге «Au pays russe» («В русской стране»), вышедшей в Париже в 1895 году, он описал свою первую встречу с Чеховым, состоявшуюся в 1892 году).
В доме было всегда шумно и весело, звучала музыка. Говорили об искусстве и литературе. Так, Потапенко вспоминал: «Музыкой и пением в Мелихове были наполнены наши дни. Хорошая музыкантша Лидия Стахиевна Мизинова, большая приятельница Антона Павловича и всей его семьи, садилась за рояль и пела. А Антон Павлович обыкновенно заказывал те вещи, которые ему особенно нравились».
Чехов любил романсы Глинки, фортепьянные пьесы Листа, Шопена, Грига, Бетховена. Но особенно дорог ему был Чайковский – на письменном столе в кабинете писателя стояла фотография Петра Ильича с дарственной надписью: «А.П.Чехову от пламенного почитателя. П. Чайковский. 14 окт. 89».
Людей в мелиховском доме собиралось так много, что их негде было разместить
«Случалось, что во время шумного разговора или музыки Антон Павлович вдруг исчезал, но ненадолго, через несколько минут он появлялся, и оказывалось, что в это время он был у себя в кабинете, где написал две-три строчки, которые сложились в его голове, – замечал тот же Потапенко. – Это он делал довольно часто в течение дня. По вечерам, когда около полуночи все в доме расходились по своим комнатам, и в доме потухали огни, в его кабинете долго еще горела лампа».
Людей в мелиховском доме подчас собиралось так много, что их просто негде было разместить, поэтому хозяева приняли решение построить для этого маленький флигель. «Флигель у меня вышел, мал, но изумителен, – писал по этому поводу 26 июня 1894 году своему другу, известному журналисту, Алексею Суворину Чехов. – Плотники взяли за работу 125 рублей, а устроили игрушку, за которую на выставке мне дали бы и 500 рублей». Младший брат писателя Михаил отмечал: «Это был маленький домик в две крошечные комнатки, в одной из которых с трудом вмещалась кровать, а в другой – письменный стол.
Сперва этот флигелек предназначался только для гостей, а затем сам Антон Павлович переселился в него сам и там впоследствии написал свою «Чайку». Флигель этот был расположен среди ягодных кустарников, и чтобы попасть в него, нужно было пройти через яблоневый сад. Весной, когда цвели вишни и яблони, в этом флигельке было приятно пожить, а зимой его так заносило снегом, что к нему прокапывались целые траншеи в рост человека».
И действительно, новое сооружение так понравилось самому писателю, что он решил перебраться туда в поисках уединения от многочисленных гостей: здесь ему никто не мешал работать. Поздними осенними вечерами 1895 года долго светилась лампа в окошке домика – под пером Чехова оживали его герои.
А утром начиналась обычная жизнь: приходили больные крестьяне, доктора Чехова вызывали в соседние деревни. В теплое время года шел прием больных в сенях флигеля. На балкончике флигеля, на флагштоке поднимался красный флажок – сигнал для местных жителей, что Антон Павлович дома и к нему можно идти.
По сей день на флигеле висит мемориальная доска со словами «Мой дом, где была написана «Чайка» ». Слова эти адресованы Ольге Книппер (1868 – 1959), актрисе Московского художественного театра, которая стала женой писателя в 1901 году. Она поразила Чехова своей игрой. Впервые он увидел ее в роли царицы Ирины в пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович».
Спустя несколько дней Антон Павлович уехал на зиму в Ялту, а затем написал Алексею Суворину: «Перед отъездом, кстати сказать, я был на репетиции «Федора Иоанновича». Меня приятно тронула интеллигентность тона, и со сцены повеяло настоящим искусством, хотя играли и не великие таланты. Ирина, по-моему, великолепная. Голос. благородство, задушевность – так хорошо, что даже в горле чешется… Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». Чехов не забыл талантливую актрису.
Все решительно пленило меня там: и дом, и флигель, где была написана «Чайка»
Вернувшись из поездки, он пригласил ее в Мелихово (он сделал это своеобразно – отправил ей фотографию своего флигеля, а на обороте написал вот эти самые слова: «Мой дом, где была написана «Чайка». Ольге Леонардовне Книппер на долгую память»). Ей очень понравилось имение, и она долго помнила свой приезд туда: «Три чудесных весенних солнечных дня провела я в Мелихове, небольшом имении Чеховых под Серпуховом. … Антон Павлович такой радостный, веселый… Он показывал свои «владения»: пруд с карасями, которыми он гордился, – он был страстный рыболов. – огород, цветник… Все решительно пленило меня там: и дом, и флигель, где была написана «Чайка», и сад, и пруд, и цветущие деревья, и телята, и утки, и сельская учительница, гулявшая с учителем по дорожке».
Отметим: второй раз Ольга Книппер посетила Мелихово (где она стала долгожданной и почетной гостьей) в 1958 г. Тогда-то она и подарила музею ту самую фотографию флигеля с автографом Антона Павловича. А во время первого ее визита в Мелихово Чеховы уже понемногу готовились к переезду в Ялту. Имение скоро продадут: одни вещи уедут на новое место жительства, другие увезут на свои квартиры братья писателя, а свои письменный стол, кресла, книжный шкаф Чехов подарит мелиховской школе.
Мелихово вчера и сегодня
К несчастью, в послереволюционные годы жизнь не пощадила усадьбу: уютный и гостеприимный главный дом в конце 1920-х годов. начал разрушаться и был разобран. Чеховское имение оказалось в полном запустении. Все трудности преодолел и чудом уцелел лишь маленький флигелек.
Именно ему было уготовано судьбой стать первым музеем Чехова в Мелихове: по нему проводились первые экскурсии. Решение же о создании музея Чехова в Мелихово как филиала Серпуховского краеведческого музея было принято в 1939 году.
В 1944 году он открылся для посетителей, а первым его директором стал Петр Соловьев. Последнего командировали туда вместе с художником Иваном Басовым. Когда начались восстановительные работы. Соловьев обратился за помощью к сестре Чехова Марии Павловне, которая в письме подробно описала и нарисовала постройку, отметила назначение помещений.
К тому же Соловьев стал ездить по трем соседним районам – Серпуховскому, Лопасненскому и Михневскому – в поисках чеховских вещей. Записывал он и воспоминания крестьян из окрестных деревень, помнивших Антона Павловича.
В течение 1940 года фонды Серпуховского краеведческого музея активно комплектовались документами, книгами и другими предметами с целью их последующего экспонирования в Мелиховском филиале. Так, первым экспонатом, приобретенным в одном из букинистических магазинов Москвы для Мелихово, был литографический портрет Антона Павловича кисти художника Сергея Хорина, на котором костюм и волосы писателя изображались с помощью текстов из его произведений.
Из Центральной библиотеки Серпухова были переданы три книги Чехова – «Рассказы», «Пестрые рассказы» и «Каштанка» с автографами их автора. Оттуда же поступили номера журналов «Северный вестник» с первыми публикациями рассказов писателя «Скучная история» и «Именины». Свои работы для Мелиховского музея передала художница и друг семьи Чеховых Мария Дроздова.
Но самое значимое поступление того периода – это шесть писем Чехова 1896 г. ветеринарному врачу Владимиру Глуховскому. Они были приобретены у серпуховчанина Николая Болотникова, которому их подарил сын Глуховского. Однако это далеко не полный перечень экспонатов, собранных сотрудниками Серпуховского музея для Мелихово.
К началу 1941 года был отреставрирован мелиховский флигель
Соловьев обратился за помощью еще и в Государственный литературный музей в Москве – его сотрудники Клавдия Виноградова и Ольга Кудрявцева разработали план выставки «Антон Павлович Чехов». К началу 1941 года уже был отреставрирован мелиховский флигель. В распоряжение нового музея тогда же передали дополнительное помещение – бывшую столовую.
Итак, филиал Серпуховского историко-краеведческого музея в Мелихово был открыт 29 января 1941 года, но предполагалось еще дальше продолжить сбор, изучение, систематизацию материала для Мелихова. Однако начавшаяся Великая Отечественная война не дала планам осуществиться. Лишь к ее концу встал вопрос о возобновлении работы Мелиховского музея.
Впрочем, рамки филиала были уже тесны – необходимо было создать самостоятельный музей Чехова, восстановить главный усадебный дом, привлечь квалифицированные кадры, способные возглавить и осуществить воссоздание не только внешнего вида, но и атмосферы чеховской усадьбы. Такой музей и был создан.
В настоящее время общая мелиховская музейная коллекция насчитывает 30 тысяч экспонатов. Наиболее ценные из них – это 35 автографов самого Чехова, мемориальные 270 фотографий писателя, членов его семьи и окружения, 200 прижизненных изданий писателя, 200 мемориальных предметов быта всей семьи, 400 редких книг, датируемых XVIII веком и позднее.
Богат фонд и изобразительными материалами: тут представлены 70 произведений художников Исаака Левитана, Василия Поленова, Эммануила Браза, пейзажистов Алексея Степанова и Прокофия Серегина. Интереснейший музейный раздел – это, несомненно, живописные и графические работы сестры Марии и брата Николая Чеховых. А собрание фотографий, хранящихся в музее-заповеднике, – подлинная история жизни мелиховского дома.
Кроме того, есть возможность прогуляться по «Аллее любви»
Побывав сегодня в музейном комплексе, можно посетить отстроенный основной дом, флигель, где была написана «Чайка», школу, возведенную по инициативе Антона Павловича, новую экспозицию музея «Амбулатория доктора Чехова». Кроме того, есть возможность прогуляться по «Аллее любви», которая помнит шаги самого писателя, посидеть в тени благоухающего мемориального сада, обойти пруд и полюбоваться огородом «Уголок Франции».
Актеры, режиссеры, драматурги приезжают в Мелихово, чтобы погрузиться в духовную атмосферу чеховского времени. А с открытием, на территории музея, Международной театральной школы имени Чехова, Мелихово становится международным театральным центром.
В 2006 году свой первый сезон открыл Мелиховский театр «Чеховская студия» — единственный в России профессиональный репертуарный театр, созданный на базе музея. Каждую субботу на усадьбе Чехова играют спектакли по его произведениям.
В музее выступают известные музыканты, проходят детские рождественские елки, международные театральные фестивали, международные чеховские чтения, интересные летние программы, работает конноспортивная секция, есть поля для игры в крокет.
Отметим: теперь музей имеет еще два филиала в городе Чехове – Музей писем Чехова и усадьба «Лопасня-Зачатьевское» (бывшее имение семей Васильчиковых, Ланских, Пушкиных и Гончаровых, где сохранился жилой дом, старинный парк с каскадом прудов, а возле местной церкви Зачатья Святой Анны расположен некрополь, где покоятся потомки Александра Пушкина).
В мелиховские годы жизни у Антона Павловича было около четырехсот корреспондентов, а он сам написал более 2 тысяч писем, в основном доставленных через Лопасненскую почту, о которой шла речь выше. Теперь все они находятся здесь. С исторической достоверностью восстановлено и почтово-телеграфное отделение. А в части здания, некогда служившего жилым помещением семьи почтмейстера, работает музейно-образовательная программа «Живое письмо», способствующая сохранению эпистолярного наследия.
Контакты музея Чехова «Мелихово»
142326, Московская область, Чеховский район, село Мелихово
Тел.: 8 (905) 781-29-10, 8 (499) 941-03-13.
e-mail: melikhovo_npo@mail.ru
chekhov-melikhovo.com
Как добраться до музея-заповедника Чехова «Мелихово»:
— От м. Южная, автобус № 365 до ст. Чехов, далее автобусом/маршрутным такси № 25 (Нерастанное) до остановки с. Мелихово.
— От Курского вокзала, электричка до ст. Чехов, далее автобусом/маршрутным такси № 25 (Нерастанное) до остановки с. Мелихово.