Подписка на новости сайта

Для подписки по e-mail, введите свой адрес электронной почты

Балканский автотур: Черногория, Хорватия и Босния за 9 дней

Балканский автотур: Черногория, Хорватия и Босния за 9 дней
Бирюзовые озера, дома-конструкторы, жилые кварталы среди древних развалин, волны Адриатики и атмосфера, напоминающая фильмы Кустурицы, — автор Curioso Turisto оценила колорит Балкан, проехав в одиночку на автомобиле 2 тысячи километров.
Текст и фото: Екатерина Горина
3 июня 2015, 11:26

Балканский автотур: Черногория, Хорватия и Босния за 9 дней. Изображение 1Как меньше чем за полторы недели посетить три страны, два национальных парка и около десятка городов, успевая при этом купаться в море и знакомиться с местной культурой? Вам понадобится автомобиль, продуманный план действий и уверенность в своих силах.

На майских праздниках я в одиночку совершила автопутешествие по Балканам, проехав в общей сложности около 2 тысяч километров восточноевропейских дорог.

День 1

ПРИБЫТИЕ В ТИВАТ. БУДВА И ЕЕ ПРИГОРОДЫ. СВЕТИ-СТЕФАН.

Прилетая в любой европейский аэропорт, на выходе ожидаешь увидеть вереницу такси и туристических автобусов. Аэропорт Тивата (Черногория) намного проще и похож на частный: две девушки встречают пассажиров у трапа и пешком провожают в здание размером со среднестатистический московский супермаркет. Никаких задержек с багажом и очередей — через 10 минут после посадки забираю арендованный заранее автомобиль (около 300 евро за 5-дверный Opel Corsa с АКПП) и направляюсь в Будву.

Балканский автотур: Черногория, Хорватия и Босния за 9 дней. Изображение 2

Имейте в виду: если вы арендуете автомобиль и планируете пересекать на нем государственные границы (даже внутри Евросоюза), не забудьте попросить в офисе прокатчика международную страховку — зеленый квиток, который мне обошелся примерно в 40 евро.

В «несезон» четыре ночи обошлись мне всего в 60 евро

Мои апартаменты оказываются не совсем в Будве, а в поселке Lastva Grbaljska, в 10-15 минутах езды от центра Будвы. Если вы не планируете чисто пляжный отдых и путешествуете по Черногории на авто, можете смело бронировать жилье в этом пригороде: рядом с моими апартаментами были и отель с рестораном, и продуктовый супермаркет, и даже магазин бытовой техники. Ну и, конечно, приятные цены — в «несезон» 4 ночи обошлись мне всего в 60 евро.

В самой Будве стоит подняться на смотровую площадку в Цитадели (Citadel), прогуляться по набережной и съесть стейк в приглянувшемся ресторане. Если проехать чуть дальше на восток, вы увидите остров Свети-Стефан (Sveti Stefan) — одну из визитных карточек Черногории. Вообще Будва мне напомнила Монте-Карло: архитектура в светлых тонах, пальмы по обочинам, ухоженные яхты, пришвартованные в бухте. Только здесь все гораздо проще и финансово доступнее. 

На закате объезжаю Боко-Которский залив в районе Котора, выбираюсь на променад в городке с привлекательным названием Dobrota.

День 2

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК ЛОВЧЕН. БОКО-КОТОРСКИЙ ЗАЛИВ. ХЕРЦЕГ-НОВИ.

Утро второго дня выдается туманным — всю ночь шел дождь. Несмотря на это, я еду в Национальный парк Ловчен (Lovćen National Park): он находится высоко в горах. К нему ведет извилистый горный серпантин, на котором с трудом разъезжаются два автомобиля. Каждый поворот пронумерован — всего их 25, как я узнала позже. С каждым метром подъема туман становится все гуще, и где-то на 22-м повороте из-за низкой видимости мне приходится повернуть назад.

Самая интересная часть этой дороги — паромная переправа Лепетани-Каменари

Правило автомобилиста на Балканах: не надо ехать в горы в пасмурную, дождливую, туманную погоду. Скорее всего, на определенном участке пути вы не будете видеть перед собой ничего, кроме капота своей машины. Из соображений безопасности лучше отложите поездку до солнечных дней (а они здесь куда как чаще, чем грозы и туманы). 

Балканский автотур: Черногория, Хорватия и Босния за 9 дней. Изображение 3

Отправляюсь на другую сторону Боко-Которского залива, где находится город Херцег-Нови (Herceg Novi). Ехать до него совсем немного, и самая интересная часть этой дороги — паромная переправа Лепетани-Каменари. Поездка в одну сторону стоит 4 евро, паромы курсируют непрерывно. Херцег-Нови находится на горном склоне, поэтому приготовьтесь много ходить по лестницам. Через старый город спускаюсь к морю и оказываюсь на набережной для прогулок длиной 7 километров. Прогулка по ней может и даже должна затянуться на несколько часов.

День 3

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК ДУРМИТОР. ЖАБЛЯК. МОСТ ДЖУРДЖЕВИЧА. КАНЬОН РЕКИ ТАРА. ПОДГОРИЦА.

Черногория — небольшая страна, поэтому за день реально проехать ее с юга на север и обратно. Конечной северной точкой маршрута можно назначить Национальный парк Дурмитор (Durmitor National Park). Дорога до него занимает порядка 3 часов. В районе города Никшич (Nikšić) на пути встречается озеро Крупачко — искусственный, но от этого не менее живописный водоем, хранилище пресной воды. 

Дорога идет сквозь ущелья с водопадами и панорамным видом на сельскую местность

По петляющим горным дорогам попадаю в город Жабляк (Zabljak), где находится центральный въезд в Дурмитор. Как выясняется, ехать сюда нужно с четко продуманной схемой действий, особенно в мае, когда здесь еще лежит снег. В Дурмиторе есть множество озер (например, Черное озеро на фото), горных ручьев и небольших рек, горнолыжных склонов и пеших троп, но обойти их все за несколько часов нереально.

Балканский автотур: Черногория, Хорватия и Босния за 9 дней. Изображение 4

Ехать из Дурмитора обратно на юг решаю по другому маршруту, который пролегает через мост Джурджевича (Đurđevića Tara Bridge) — самый высокий автомобильный мост Европы, и каньон горной реки Тары. Дорога идет сквозь ущелья с водопадами и панорамным видом на сельскую местность. Каньон плавно перетекает в равнину, а спустя пару часов на пути оказывается Подгорица (Podgorica) — столица Черногории, где я наконец получаю возможность оценить качество местного вина.

День 4

УЛЬЦИНЬ. ВЕЛИКА ПЛАЖА. БАР.

Направляюсь на восток от Будвы, в город Ульцинь (Ulcinj), неподалеку от которого находится Velika Plaja — 13 километров песчаного пляжа, почти до самой границы с Албанией. На пляже пустынно: в начале мая местным жителям, видимо, море кажется холодным. В восторге только двое пенсионеров из России и я. Вода здесь теплее, чем, к примеру, в Египте в феврале. Конечно, пляж грязноват, но зато после купания можно несколько часов бродить по нему и размышлять о вечном, глядя на спокойные волны Адриатики.

Я еду в Бар — город очень зеленый и слегка застрявший в 90-х

Мне размышлять о вечном мешает наступающая грозовая туча. Я еду в Бар — город очень зеленый и слегка застрявший в 90-х: наверно, такое впечатление сложилось из-за множества людей в спортивных костюмах вокруг и архитектурного наследия советских времен.

Балканский автотур: Черногория, Хорватия и Босния за 9 дней. Изображение 5

Кварталы массовой застройки на Балканах не выглядят депрессивными благодаря одной колоритной местной традиции — развешивать на балконах белье на прищепках. Пусть это и выглядит небрежно, но зато моментально погружает в атмосферу артхаусных постановок Кустурицы.

День 5

ПЕРЕЕЗД ИЗ ЧЕРНОГОРИИ В ХОРВАТИЮ. ДУБРОВНИК.

Следующий этап моего путешествия начинается с переезда в Хорватию, в город Сплит. Он находится намного дальше от границы с Черногорией, чем, к примеру, Дубровник, но зато от него гораздо быстрее можно добраться до Загреба и Плитвицких озер, прописанных в моем плане перемещений как обязательные точки маршрута.

Дорога из Будвы до Сплита — в общей сложности около 5 часов. На пути встречается уже знакомая паромная переправа и три переезда через государственные границы. Черногорию и Хорватию разделяет небольшая часть территории Боснии, выходящая к морю.

Балканский автотур: Черногория, Хорватия и Босния за 9 дней. Изображение 6

После пересечения первой границы я проезжаю Дубровник. Вид красных черепичных крыш и старой крепости на побережье заставляет свернуть с главного пути. Чтобы припарковать машину, приходится в спешке менять евро на хорватские куны в первом попавшемся обменнике. 

Старый Дубровник не превратился в музей под открытым небом, а остался жилым районом

Старый город Дубровника по периметру окружен крепостной стеной протяженностью около 2 км. Обязательно поднимитесь на стену, обойдите старый город и спуститесь на его главную улицу — Страдун. Интересно, что старый Дубровник не превратился в музей под открытым небом, а остался жилым районом: об этом напоминают висящее на балконах белье и невозмутимые местные жители, занятые повседневными делами среди древних развалин.

Возвращаюсь за руль, проезжаю два пограничных поста. И теперь — самое приятное для автомобилиста, особенно привыкшего к московским пробкам. Вдоль побережья почти от самого Дубровника и до Сплита проложена скоростная платная трасса. Качество дороги впечатляет, а автомобилей на ней, можно сказать, вообще нет. Расстояние от Дубровника до Сплита — около 230 километров, ограничение скорости на дороге — 120-130 км/ч.
 
Важная информация по валюте и визам в сжатом виде: в Черногории в ходу евро, в Хорватии – хорватские куны. Курс куны — 0,13 евро. Для поездки в Черногорию на срок менее 90 дней виза не нужна, однако для въезда в Хорватию необходим действующий Шенген. Паспорт с шенгенской визой вы предъявляете на пограничном посту вместе с документами на автомобиль.

День 6

СПЛИТ. СТАРЫЙ ГОРОД.

Первую половину дня посвящаю пляжному отдыху. Самый лучший пляж Сплита — Бачвице (Bacvice), хоть и небольшой, но комфортный: здесь есть и естественный песчаный заход в море, и оборудованные лестницами парапеты. Освежившись, еду в исторический центр — от Бачвице до него можно было дойти и пешком, минут за 15. 

Старый город Сплита — это дворец Диоклетиана, построенный во времена Римской империи, и окружающий его лабиринт узких улочек. К дворцу примыкает колокольня Kathedrale Sv. Duje, с которой открывается панорама всего Сплита. На набережной перед старым городом устраиваются ярмарки, где можно купить все — от вина и меда до предметов интерьера ручной работы. Из товаров для красоты и здоровья большой популярностью пользуется все, что сделано на основе лаванды — одного из национальных символов.

Жилые районы Сплита напоминают большой конструктор

Нужно сказать пару слов о современной части Сплита, которая поначалу может показаться угнетающей из-за серости панельных домов. Если присмотреться, урбанистический пейзаж оказывается интересным с архитектурной точки зрения. Если вы знакомы с конструктивизмом и функциональным подходом Ле Корбюзье, то вы наверняка найдете их черты в массовой застройке Сплита.

Блочная структура зданий, необработанный бетон, плоские крыши, просматриваемые насквозь фасады — жилые районы Сплита напоминают большой конструктор. А еще тут все неистово болеют за футбольный клуб Haiduk, и на каждом втором доме красуется его эмблема или тематическое спортивное граффити. 

День 7

ПЛИТВИцКИЕ ОЗЕРА.

Главной природной достопримечательностью Хорватии многие называют Плитвицкие озера (Plitvička Jezera) — национальный парк примерно в 270 км от Сплита. Попав сюда, чувствуешь себя героем «Властелина колец»: пешеходные мостики пролегают по поверхности бирюзовых озер, вокруг шумят водопады — всего за пару часов вы увидите несколько десятков. Чтобы добраться до самого высокого (Veliki slap), нужно дважды переправиться на моторной лодке, пройти пешком пару километров и спуститься в ущелье, где скованный скалами поток обрушивается на камни и рассыпается множеством маленьких водопадов.

В начале мая на Плитвицких мало туристов и не жарко

Если вы остановитесь на ночь в одном из местных отелей, ваш билет на вход в парк будет действителен в течение 2 дней (не забудьте продлить его утром второго дня). В стоимость билета входит неограниченное число лодочных переправ и переездов на панорамном поезде по территории парка. По Плитвицким озерам проложены несколько пеших маршрутов разной сложности, и хотя бы один из них стоит пройти. В начале мая на Плитвицких мало туристов и не жарко — самое подходящее время для походов.

Балканский автотур: Черногория, Хорватия и Босния за 9 дней. Изображение 7

СОВЕТ Если вы путешествуете по Балканам на автомобиле, не бронируйте жилье только в одном городе. Предусмотрите возможность останавливаться в разных местах спонтанно: ведь вы никогда не знаете, где вам захочется провести больше одного дня. Чемодан в багажнике вам не помешает, а вот ехать вечером пять часов обратно в свой отель по той же дороге, что и утром — утомительно. 

Мое решение переночевать в отеле Bellevue на Плитвицких обусловлено еще одним фактором: на следующий день у меня по плану Загреб. Хорватская столица находится севернее Плитвицких озер, всего в 2 часах езды. Для сравнения: если бы я вернулась обратно в Сплит, путь до Загреба наутро занял бы у меня 5-6 часов.

День 8

ЗАГРЕБ.

Первая остановка — музей современного искусства в Загребе. Три этажа ярких, но далеко не всем понятных проявлений художественной мысли XX-XXI веков. Музей расположен в новой части столицы и удачно вписывается в железобетонную геометрию спальных кварталов. 

Балканский автотур: Черногория, Хорватия и Босния за 9 дней. Изображение 8

После осмотра экспозиции еду в центр, к собору Kaptol и площади Йосипа Елачича (Trg bana Jelačića). Загреб показался мне симбиозом Москвы, Петербурга и Праги: здесь наблюдается смешение всех архитектурных стилей. Почти все пространство пешеходных улиц старой части города забито летними верандами ресторанов, фруктовыми и ювелирными развалами. 

Панораму города можно посмотреть из Верхнего Загреба. Здесь же находится Музей разбитых отношений. В музее выставлены совершенно разные вещи, объединенные общей идей: каждая вещь «рассказывает» нам историю об уже закончившихся (и во многих случаях неудачно) человеческих взаимоотношениях — с возлюбленными, родителями, братьями и сестрами, близкими друзьями. 

Возвращаюсь из Загреба в Сплит по платной скоростной трассе. Это самый долгий безостановочный маршрут за все время моего путешествия — более 400 километров и 4 часов за рулем.

Балканский автотур: Черногория, Хорватия и Босния за 9 дней. Изображение 9

День 9

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА. МОСТАР.

В последний день перед отъездом отправляюсь в Боснию и Герцеговину. Для знакомства со страной выбираю город Мостар. Съезд на Мостар — ответвление трассы Сплит-Дубровник. И вот здесь автомобилистов подстерегают неожиданности: дело в том, что дороги в Боснии активно строятся, но не успевают попадать на карты. Поэтому, въезжая в Боснию (и выезжая из нее), смело выключайте свой навигатор, и да поможет вам сила, доброта местных жителей и внимательное наблюдение за дорожными указателями.

Прилавки пестрят массивными металлическими украшениями, посудой и платками

Босния не только самая бедная страна из всех, что я посетила на Балканах, но и самая мультикультурная. Здесь проживает много мусульман, поэтому над Мостаром возвышаются минареты. В старой части города, возле Кривого моста (Kriva Cuprija), чувствуется самый настоящий цыганский дух.

Балканский автотур: Черногория, Хорватия и Босния за 9 дней. Изображение 10

Прилавки пестрят массивными металлическими украшениями, посудой и платками. Оплату принимают в любой валюте: местных конвертируемых марках, хорватских кунах, евро — главное, чтобы покупали. Предприимчивые ребята на Кривом мосту собирают деньги с жаждущих зрелищ туристов и прыгают с моста в реку под прицелами фотокамер.

Пытаясь выехать из Боснии, я заблудилась. Несколько раз проезжала одни и те же указатели, сворачивала не в ту сторону. В результате дорогу пришлось спрашивать у прохожих и автозаправщиков. Никто не говорил ни по русски, ни по английски, но все были рады помочь и улыбались во все тридцать два. 

День 10

ОБРАТНЫЙ ПУТЬ СПЛИТ-ТИВАТ

___

Что привезти

●    Масло лаванды из Загреба, 20 кун
●    Сухое красное вино и ликер на основе растения Drača из Сплита, 100 кун за всё со скидкой
●    Цветочный мед из Сплита, 40 кун
●    Кожаная сумка из Мостара, 50 евро 
●    Шелковый платок из Мостара, 25 евро

Местные жители

СНЕЖАНА. Хозяйка апартаментов в Будве. Встретила меня на машине и помогла доехать до гостевого дома, когда это отказался делать навигатор. Была рада видеть меня на пороге своего дома после 23:00, когда однажды я пришла за забытым паролем от Wi-Fi.

АНКА. Хозяйка апартаментов в Сплите. Вызволила меня из дорогого отеля, куда я заселилась «по ошибке», перепутав адрес: хитрый администратор уверил меня в том, что номер люкс с двумя спальнями — это и есть мои апартаменты за 120 евро в неделю.

ОФИЦИАНТ РЕСТОРАНА PIMPINELLA В СПЛИТЕ. Порекомендовал мне шикарный рыбный стейк и вино. Подсказал адрес ближайшего сервиса Apple. Поднял настроение общением после 5-часовой поездки и неприятного казуса с заселением.

ДОБРЫЕ БОСНИЙЦЫ. Помогли мне выехать из Боснии без навигатора и нормальных дорожных указателей. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Топ-10 городов, которые нужно посетить в 2015 году

 Все статьи